Автор: Светлана Гуляева Опубликовано в журнале: Февраль 2006 Увольнение похоже на развод: редко происходит по взаимному согласию, почти никогда – безболезненно. Правда, работодателю мы не обещаем “быть вместе в горе и в радости, пока смерть не разлучит нас”. Но, как и в случае с разводом, при уходе с работы можно полностью разрушить отношения, а можно их сохранить – к обоюдной выгоде. ТЕБЯ УВОЛИЛИ Причин для увольнения может быть сколько угодно: не справилась с работой, не вписалась в коллектив и корпоративную культуру, на фирме сокращение штатов, да просто не сработалась с шефом или ему срочно понадобилось взять на твое место своего протеже… Исследование Гарвардского университета выяснило, что на каждое увольнение по причине плохого исполнения служебных обязанностей приходится два из-за личных качеств работника и его проблем в общении. При увольнении перед тобой стоит главная задача: уйти с миром. Успешно с ней справившись, ты только выиграешь: во-первых, бывший работодатель запомнит твою корректность и потом, в случае чего, сможет тебе помочь. А во-вторых, вести о скандалах распространяются в профессиональном кругу очень быстро. Ты думаешь: “Мы падаем!” Известие о том, что в твоих услугах больше не нуждаются, всегда неожиданно. Даже если ты подозревала, что в последнее время у тебя на работе не все гладко, все равно в глубине души почему-то была уверена, что тебе дадут еще шанс… Недаром потеря работы на шкале стресса занимает четвертое после развода место. Будет лучше, если… …ты с уважением отнесешься к своим нервам. Отпросись и уходи домой – будь уверена, тебя отпустят, начальник тоже человек. Позвони мужу или подруге, попроси тебя встретить и довезти до дома – так безопаснее в этом состоянии. А после завершения всех формальностей, если будет возможность, отдохни неделю (лучше куда-нибудь уехать). Ты думаешь: “Никому ничего не скажу" Существует опасный стереотип, что увольнение – это нечто позорное. Иногда так оно и есть – когда увольняют “по статье”, но это уже тема для другого издания. А в том, что ты и компания не подошли друг другу, ничего постыдного нет. Более того, случается, что как раз честность и порядочность служат причиной увольнения. Маша, личный ассистент, вспоминает: “Моя история банальна. Я даже не думала, что такое может произойти со мной! Когда я устроилась на новую работу, мой начальник стал проявлять ко мне недвусмысленный интерес. Мало того что я вообще против служебных романов, так еще и вышла замуж недавно. Что и попыталась корректно объяснить. Буквально на следующий день мой испытательный срок закончился”. Будет лучше, если… ...ты выговоришься. Это естественное желание в такой период. Негативные эмоции – чувства мировой несправедливости, опустошенности и беспомощности – разрушают человека изнутри, если их не выплеснуть. И если тебе с детства внушали, что стыдно жаловаться и грузить своими проблемами окружающих, на время забудь эту установку. Правда, с коллегами лучше все-таки это не обсуждать. Расскажи все близкому человеку, но предупреди, что тебе сейчас нужна просто “жилетка”, а не умные советы и не анализ твоих недостатков. Может быть, услышав себя со стороны, ты поймешь, что все не так уж страшно. Ты думаешь: "В деревню, в глушь, в Саратов!" Обида и гнев могут заставить тебя просто хлопнуть дверью и гордо удалиться. Но “быстро хорошо не бывает” и ты много потеряешь второпях. Тем более если запасных аэродромов на данный момент нет. Будет лучше, если… ...ты возьмешь себя в руки и настроишься на разговор с начальством. Ты должна обсудить условия своего ухода: по закону работодатель обязан выплатить полный оклад за отработанное время и все твои комиссионные и отпускные. Выясни вопросы, связанные со страховками и ссудами: кто теперь их оплачивает и с какого именно времени. При малейших сомнениях в законности твоего увольнения не подписывай никаких бумаг до тех пор, пока не получишь профессионального совета юриста. К тому же ты не искала другую работу, пока действовал твой контракт, и поэтому имеешь право попросить отсрочить уход, пока не получишь приличное предложение. Это значит, что трудовой стаж не прерывается, а на рынке труда ты котируешься выше, имея работу. Если ты, в принципе, была дельным сотрудником, тебе пойдут навстречу. Ты думаешь: "Что бы такого сделать плохого!" Конечно, велико желание поведать всем окружающим, как гадко с тобой поступили. Однако любой громкий уход – это помесь митинга со спектаклем, в который невольно вовлекается большая часть коллег. Скандалом ты пытаешься расколоть коллектив и превратить офис в театр военных действий. А кто знает, при каких обстоятельствах ты встретишься вновь с бывшими боссами и коллегами? “Меня уволили из рекламного отдела коммерческой фирмы, как я до сих пор уверена, несправедливо, - считает Карина, менеджер по работе с клиентами. - Этому поспособствовал мой непосредственный начальник: он не выносил, когда я открыто высказывала свое мнение, которое не совпадало с его собственным. А оно почти всегда не совпадало. Я нашла работу в небольшом рекламном агентстве и вроде бы успокоилась. Но однажды наш генеральный влетел в офис и радостно объявил, что подписал контракт с крупным заказчиком – той самой компанией, из которой меня уволили! Это был удар: в мои обязанности теперь входило лезть из кожи вон, чтобы клиент (в лице моего бывшего босса!) был доволен. Закончилось все опять моим увольнением – теперь уже по собственному желанию”. Есть и другая опасность. Очень удобно обвинить в своей неудаче всех вокруг: зачем напрягаться и анализировать причины своих ошибок, если ты ни в чем не ошибалась, а во всем виноваты “они”?! И еще хуже, когда жажда мести толкает человека на откровенную подлость – например, продать конкурентам секретные данные или обнародовать закрытую информацию. А это уже подсудное дело: скорее всего, в твоем контракте был пункт о неразглашении конфиденциальных сведений, и закон будет на стороне работодателя. Будет лучше, если… ...ты соберешь волю в кулак. Лучшая месть – это твой будущий успех. А вот если у тебя хватит выдержки, чтобы спокойно обсудить с почти уже бывшим начальником истинные причины своего увольнения, ты можешь узнать много нового о своих деловых качествах. Не думай, что шефу было так просто решиться тебя уволить. Постарайся войти в его положение – он это оценит. Вместе с шефом вы должны выработать “легенду” твоего ухода – приемлемый ответ на главный вопрос всех собеседований “Почему вы уволились?”. А после этого попроси у него рекомендательное письмо и... учи роль. Ты думаешь: "Кому я нужна!" По статистике, около 90% увольнений заканчиваются благополучно: новая работа оказывается гораздо лучше. Для кого-то увольнение – хороший толчок к началу новой жизни. Полина, владелица модного ателье, рассказывает: “После сокращения сидела дома, страдала. Вскоре позвонила подруга и стала умолять срочно приехать и подогнать ее вечернее платье перед свиданием (я неплохо шила). Она, видите ли, не рассчитала и похудела больше, чем следовало. Ну, переделала я ей платье, а она мне: ой, если бы такие, как ты, одежду шили, не было бы проблемы “вешать некуда, а носить нечего”. И меня вдруг осенило: купила я на свое выходное пособие фурнитуры, модных журналов, оверлок и расклеила объявления по району. Появились первые клиенты, потом привели своих друзей. Через год пришлось снять помещение в соседнем подъезде, взять на работу закройщицу и швею – заказов было все больше. Сейчас у меня симпатичное ателье в центре нашего города и куча планов. А ведь не сократили бы меня тогда – так и сидела бы в своем НИИ с жалобами на нехватку денег! А подруга моя, как потом выяснилось, то платье, на два размера больше, у мамы выпросила и свидание срочное выдумала – для того, чтобы я сама додумалась до нужной мысли!” Будет лучше, если… ...ты выучишь пословицу “Все, что ни делается, – к лучшему!” Если раньше мешала нехватка времени, вечная текучка, то теперь у тебя есть реальный шанс найти работу своей мечты! Прежде всего подумай, чем бы ты на самом деле хотела бы заняться. Потом определи, что для этого нужно: возможно, тебе придется пройти курсы повышения квалификации или специальные тренинги. И всем знакомым рассказывай, что ищешь работу – и какую именно. ЗАКОН ЕСТЬ ЗАКОН Тебя нельзя уволить, если: * Ты беременна. * У тебя есть ребенок в возрасте до 3 лет. * Ты одинокая мать или опекун ребенка до 14 лет. * Ты воспитываешь ребенка-инвалида до 18 лет на правах матери или опекуна. * Ты несовершеннолетняя (до 18 лет). Увольнение этих категорий граждан Трудовой кодекс РФ допускает только в случае ликвидации предприятия, и то с последующим трудоустройством. Тебя также не могут уволить по причине несоответствия занимаемой должности, если: * Ты находишься в очередном отпуске или на больничном. * У тебя нет необходимого опыта в связи с непродолжительностью трудового стажа. * У тебя нет специального образования, если оно по закону не является обязательным условием заключения трудового договора. * Прошел месяц со дня получения согласия на твое увольнение профсоюзного органа. Причины, по которым тебя могут уволить, даже если ты относишься к указанным категориям граждан: * Нарушения трудовой дисциплины (это должно быть подтверждено документально). * Несоответствие занимаемой должности по состоянию здоровья (согласно медицинскому заключению). ТЫ УВОЛИЛАСЬ Смена работы совсем не то же самое, что ее потеря. Но, чтобы занять новое место, нужно пожертвовать старым – а это тоже непросто. Чтобы уволиться грамотно, придется приложить усилия. Правило 1 Только без сурпризов! Прежде чем сообщить об увольнении, ты должна быть твердо уверена, что тебя ждут на новом месте. Чтобы не получилось так, как с Аленой: “Моя работа меня, в принципе, устраивала, но неожиданно я получила такое предложение, от которого просто невозможно отказаться: и компания известная, и должность хорошая, а зарплата – просто мечта. Я согласилась и вскоре сообщила своей начальнице о том, что хочу уйти. Она была совершенно не в восторге, по-моему, даже обиделась, потому что я хотела уволиться как можно скорее. А на следующий день после этого разговора – бывает же такое! – позвонила менеджер по персоналу той фирмы и сказала, что, к сожалению, вакансию отменили в связи с реорганизацией. Я тут же побежала к своей начальнице, чтобы забрать заявление, но она была слишком занята. Я пыталась пробиться к ней всю неделю. Потом она уехала в командировку на несколько дней, а когда вернулась, собрала совещание по поводу дальнейших планов департамента. На котором и объявила всем, что, поскольку я увольняюсь, мои дела передаются… Тут я, покраснев как рак, поднимаю руку и, заикаясь, сообщаю, что, “в общем, ну вы понимаете, так вышло, что я хотела бы остаться”… Минута молчания. Начальница перешла к другим вопросам, никак это не прокомментировав. А потом, когда я оказалась у нее в кабинете, сказала, что дает мне два месяца, чтобы я нашла новую работу”. Мораль: не сообщай об уходе, пока на новом месте тебе не предложат подписать официальное предложение о работе. Правило 2 Страх и риск! Но что делать, если такое предложение ты подписала, условия тебя полностью устраивают и мешает только одно: ты катастрофически боишься? Боишься, что не справишься, что начальник будет хуже, что не придешься ко двору в новом коллективе. Тогда, как советует психолог и бизнес-тренер Анна Иванова, возьми отпуск и попробуй поработать на новом месте, не увольняясь. Как правило, пары недель бывает достаточно, чтобы определить, подходит ли тебе эта работа. Но бывает и по-другому. “Парадоксально, но тренеры выявили у людей не только страх неудачи, но и страх успеха! - говорит Анна. - Часто мы сомневаемся в себе, потому что не знаем, что мы будем делать с тем успехом, который придет к нам в результате достижения цели. Мы боимся, что окружающие изменят свое мнение о нас, что у нас появятся не только друзья, но и враги. Я советую в таких случаях, когда планируешь, например, уволиться, подумать о том, что будет после того, как ты найдешь новую работу. Как изменится твое окружение? Как это повлияет на тебя? Как изменится (и изменится ли вообще) отношение к тебе близких людей? Как это поможет или помешает тебе в дальнейшем? Ответы на эти вопросы не только помогут скорректировать твои цели в связи с увольнением, но и избавят от страха перед неизвестным будущим”. Правило 3 Ничего личного! Начальник хочет (и имеет на то право) знать причины твоего ухода. “Так получилось” и “не смогла отказаться” – не аргументы. Тебе нужно рассказать о своих карьерных целях и о том, как новая работа поможет их реализовать. Лучше сказать, что новое место требует большей ответственности, а не находится ближе к дому – пусть тебя запомнят как профессионала. Помимо твоей воли у тебя вполне может возникнуть чувство вины за то, что “бросаешь” таких милых людей. Однако, если желание уволиться хорошо продумано, не давай сбить себя с толку. Никогда – запомни, никогда! – не проси об увольнении, если не уверена, что хочешь именно этого. Довольно наивно думать, что тебя начнут уговаривать. А если ты и вовсе угрожаешь увольнением в ответ на отказ по какому-нибудь поводу, умный босс без размышлений уволит тебя сам – чтобы показать всем, что шантажа он не потерпит. Правило 4 Либо хорошо, либо ничего! Хотя кадровики в один голос твердят, что увольняться “в никуда” опасно для будущей карьеры, психологи возражают: если работа достала так, что белый свет не мил, лучше не доводить себя до нервного срыва и уйти. Однако и шефу, и коллегам вряд ли будет полезно узнать, что именно они испортили твои лучшие годы. А если будешь делиться этим с кадровиками на собеседованиях, шансы найти новую работу сведутся практически к нулю: никто не захочет принять человека, который поливает грязью своих предыдущих работодателей. Правило 5 Жизнь продолжается! Когда заявление об уходе уже подписано, мысленно ты уже на новом месте. Но настоящий профессионал не живет по принципу “после нас хоть потоп” и не пускает под откос дело, которому он посвятил несколько лет своей жизни. Выясни у шефа, кому ты должна передать дела, и обучи новичка всему, что знаешь сама. Потрать на это время: сейчас не стоит играть в “секрет фирмы”. Если компания не сможет быстро найти тебе замену, смотри по обстоятельствам: если есть возможность, задержись дольше законных двух недель, если есть желание – помоги найти достойного кандидата. “Проставляться” или нет – решай по ситуации. Имей в виду: иногда отвальная помогает сгладить острые углы прощания с фирмой, но только если подобные мероприятия не запрещены корпоративной этикой и в твоем случае процесс прошел достаточно гладко. Но самый доступный способ проститься по-человечески – разослать всем коллегам e-mail со словами… Ну, в общем, с самыми теплыми словами, которые сумеешь вспомнить. Тогда гораздо больше хороших людей начнут желать тебе счастья и удачи на новом месте и в новой жизни. Благодарим психолога, бизнес-тренера Анну Иванову за помощь в подготовке материала.
Источник: http://www.cosmo.ru |